«Дай-ка пяльцы мне точёные…»

Олонецкий край известен де­ревянным зодчеством, былинами и сказаниями, старинными обря­дами. В народном фольклоре уве­ковечен традиционный мир обра­зов его жителей. Почти в каждом доме были приспособления для обработки льна, выделки тканей, украшения готовых изделий. «Дай, родитель, моя матушка, мне девичье рукодельице, — пела де­вушка, — дай-ка пяльцы мне точе­ные, дай иголочку тамбурную».

Нарядные вышитые изделия занимали почетное место в крес­тьянском быту, праздниках и обы­чаях. В узорах вышивки воплоща­лись представления о мироуст­ройстве и природе. Богатство ор­наментов и технических приемов бережно передавалось заонежскими мастерицами из рук в руки, из поколения в поколение. Поло­тенца, рубахи, подзоры украша­лись цветущими кустами, львами и павами, уточками и всадниками. Использовали богатые возможно­сти строчевых швов, тамбура, росписи.

Сегодня творческое наследие вышивальщиц Заонежья не толь­ко достояние му­зеев. Оно вдох­новляет мастериц старейшего в Ка­релии предприя­тия художествен­ных промыслов — фабрики «Заонежская вышив­ка» — на созда­ние новых изде­лий.

Современный ассортимент фаб­рики довольно разнообразен: по­лотенца, дорожки, комплекты зана­весей, скатертей с салфетками, мод­ная одежда — блуз­ки, платья, сарафа­ны. Слава о заонежских мастери­цах разнеслась далеко за преде­лы родного края. Творческие кол­лективы не только Карелии, но и многих городов России заказыва­ют на фабрике сценические кос­тюмы. Рестораны и частные предприятия обращаются с просьбой сшить униформу для служащих с соответствующей символикой. Для коммунальных хозяйств и железнодорожников, хлебо- и молокозаводов шьют спецодежду. Бывают и неорди­нарные заказы. Например, знамя или вышитые геральдические символы. А еще на «Заонежской вышивке» делают одеяла, голо­вные уборы, спортивные костю­мы. На весь ас­сортимент предприятие имеет сертификаты.

Сувенирная продукция «За­онежской вышив­ки» пользуется большим спросом у туристов, посещающих Карелию. Предприятие поддерживает связи с магазина­ми народно-художественных про­мыслов Эрмитажа и Гостиного двора в Санкт-Петербур­ге, и московского Арбата. По словам директора Нины Алехиной, более 20 лет прорабо­тавшей на предприятии, забота о расширении ассортимента — это еще не все. Нужны специалисты: конструкторы, модельеры, строче-вышивальщицы. Молодежь по окончанию профтехучилища нео­хотно идет на предприятие. Рабо­та тяжелая, а зарплата невысо­кая. Сейчас прямо на предприя­тии обучают премудростям ремес­ла, а наиболее способных направ­ляют учиться в институт на конст­рукторов.

Несмотря на все жизненные перипетии, коллектив предприя­тия сохраняет и приумножает бы­лую славу заонежских вышиваль­щиц, открывая новые грани древ­него ремесла.

Елена ПИЩЕВА

Журнал «Новая занятость» 2001, №3

Назад


Hosted by uCoz