ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о традициях искусства Закрытого акционерного общества народных художественных промыслов "Заонежская вышивка" расположенного в Республике Карелия г.Медвежьегорск.

Прежние названия: 1929-1949г.г. - артель "Хашезерская вышивка", 1950-1960г.г. - артель "Заонежская вышивка", 1960-1971 г.г. - мастерские "Заонежская вышивка", 1971-1981 г.г. - швейное предприятие "Заонежская вышивка", 1981-1993г.г. - фабрика "Заонежская вышивка", 1993-1999г.г. - ТОО НХП "Заонежская вышивка", 1999-2006г.г. - ЗАО НХП "Заонежская вышивка", 2006г. - по настоящее время - ООО "Карельские узоры"

Примерно в ХШ-ХIV веках Заонежский полуостров был заселён выходцами из Великого Новгорода, которые и принесли сюда древнее искусство вышивания. Со временем новая обстановка и иные природные условия вытеснили старые новгородские вышивальные сюжетные линии, заимствованные из окружающей природы - листья, цветы, птицы, звери. В таком состоянии вышивка оставалась довольно длительное время.

20 сентября 1929 года в селе Хашезеро Заонежского района была создана артель "Хашезерская вышивка". Первым председателем артели была П. Г. Назарова.

За годы своего существования предприятие неоднократно меняло свое название и подчинение. Но основным направлением его работы всегда было изучение, сохранение и развитие народной вышивки Заонежья, известной своим оригинальным орнаментальным строем и разнообразием технических приёмов.

Заонежские мастерицы украшали полотенца, скатерти растительными, зооморфными, антропоморфными мотивами в технике "двухсторонний шов", "тамбур", "тамбур по сетке".

Это были свадебные сцены в окружении всадников, птиц, цветов и разнообразные цветущие ветви, и сложная "путаница" бесконечно извивающегося стебля.

Лучшие произведения мастериц - белые льняные полотенца, прошвы, салфетки экспонировались на всероссийских выставках, на Всемирной Парижской выставке (1900г.), экспортировались в Канаду, США, Великобританию, Францию.

В 30 - 50-е годы XX в. артель имела свои мастерские в десятках деревень. В промысле было занято до 400 человек. Вышивали в технике "крест", строчевыми швами. В эти годы были выполнены монументальные панно "Легендарный поход Тойво Антикайнена", "Вайнемяйнен играет на кантеле", "Пастушок-Куллерво" (по эскизам В. М. Агапова), "Герои Калевалы" (по эскизам Н. А. Родионовой).

Лучшие заонежские вышивальщицы участвовали в выполнении специальных заказов, предназначенных для всесоюзных и международных выставок и ярмарок.

На международной выставке народного искусства в Париже в 1937 году были представлены изделия Заонежских вышивальщиц: скатерти, дамские платья, дорожки и полотенца. Вышивка была произведена старинным швом тамбуром.

На международную выставку "Строительство завтрашнего дня" в апреле 1939 года в Нью-Йорке Заонежская вышивальная артель по специальным рисункам Института художественной промышленности вышила столовое бельё, дамские платья, полотенца и блузки.

В 1940-1941 г.г. семнадцать тематических панно и другие работы народных мастериц Заонежья украшали стенды павильонов Карелии на Всесоюзных сельскохозяйственных выставках в Москве.

Фамилии талантливых Заонежских вышивальщиц Байковой, Дмитриевой, Лазаревой, Костиной и других стали известны не только в нашей стране, но и за её пределами.

12 июня 1941 года артель "Заонежская вышивка" прекратила свою деятельность в связи с Великой Отечественной войной. Белофинны разрушили все предприятия, разворовали всю мебель, станки. Они пытались заставить вышивальщиц работать на себя, но это им не удалось.

Сразу же после освобождения района в октябре 1944 года организатор мастерской и её бессменный руководитель Парасковья Григорьевна Назарова принялась за возрождение своего детища. Из довоенного состава вышивальщиц только 12 человек возвратились на прежние места. Набрали и обучили молодёжь. Уже в первом полугодии 1945 года артель перевыполнила плановые задания.

Значительный период истории "Заонежской вышивки" связан с именем Василия Михайловича Агапова - известного художника-прикладника, внесшего немалый вклад в развитие народного творчества в Заонежье. Тематическое панно, вышитое по его эскизам заонежскими вышивальщицами в 1939 году украсило павильон Карелии на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1940 года в Москве.

Панно "Легендарный поход Тойво Антикайнена", выполненное на полотне тамбуром по сетке экспонировалось на четвертой республиканской художественной выставке 1947 года в Петрозаводске и Всесоюзной юбилейной выставке прикладного народного искусства 1948 года в Москве.

Вышитый занавес-панно "Вайнемяйнен играет на кантеле" и полотенце панно "Пастушок-Куллерво" экспонировались на юбилейной выставке прикладного и народного искусства 1948 года в Москве, на Международной выставке народного искусства стран народной демократии, декадной художественной выставке в Москве в 1959 году.

В 1955 году на Всемирной Ассамблее мира в Хельсинки панно "Пастушок-Куллерво" было преподнесено советской делегацией в дар одному из зарубежных комитетов сторонников мира.

Вышивки предметов быта (диванная подушка, дорожка для стола, узорный пододеяльник, скатерть, накидка), выполненные по эскизам художника В. М. Агапова, экспонировались в разделе народного искусства на художественной выставке в Москве в 1959 году во время Декады карельского искусства и литературы.

Признанием высокого уровня производства "Заонежской вышивки" явилось присуждение в 1976-1979 годах нескольким видам её продукции "Знака качества".

Золотой фонд фабрики "Заонежская вышивка" всегда составляли её труженицы. Немало "вышивальщиц награждено орденами и медалями СССР, Почётными грамотами Совета промкооперации республики, значком "Отличнику промкооперации".

В честь 50-летия Карельской Автономной Советской Социалистической республики мастерские "Заонежская вышивка" были награждены Почётной Грамотой Карельского областного комитета КПСС, Президиума Верховного Совета КАССР, Совета Министров КАССР и Карельского областного Совета профсоюзов.

Дважды, по итогам 1981 и 1983 года за успехи в республиканском социалистическом соревновании фабрике "Заонежская вышивка" присуждалось переходящее Красное Знамя Карельского Обкома КПСС, Совета Министров, Областного Совета Профсоюзов и Обкома ВЛКСМ.

В 40 - 90-е годы большой вклад в дело возрождения традиционных швов внесли художники Московского Научно-исследовательского института художественной промышленности Л. С. Филонова, Н. Н. Дзагурова.

Современный ассортимент предприятия - столовое и постельное бельё, сувенирная продукция, сценические костюмы - известны не только в Карелии, но и в России, экспонировались на выставках и ярмарках в Финляндии, Франции, Германии, Греции и неоднократно были отмечены среди лучших.

Изделия предприятия были впервые утверждены на заседании Художественного совета при Министерстве местной промышленности Карельской АССР 01.02.1979 г.

Изделия фабрики, выполненные в технике филе, тамбур по филе, с тамбурной вышивкой, мережками, строчевым валиком, разделками строчевыми, выпускаются и в настоящее время в современных изделиях, что является большой ценностью этих вещей, неповторимых в своей красоте.

Применяются методы творческого варьирования и ручного труда.


Hosted by uCoz